Государство защитит физических лиц от коллекторов

Государство защитит физических лиц от коллекторов. Так 15 июня т.г. Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендовал Государственной Думе принять во втором чтении резонансный и очень актуальный законопроект № 999547-6 «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов».

Актуальность законопроекта обусловлена тем, что, согласно сведениям Банка России, задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам – резидентам, в период с начала декабря кризисного 2009 года до начала декабря 2015 года выросла в 3 раза (с 3571,8 млрд. рублей до 10637,4 млрд. рублей), при этом просроченная задолженность за этот же период выросла в 3,6 раза (с 241,05 млрд. рублей до 864,13 млрд. рублей). Только за период с начала января по начало декабря 2015 года объем просроченной задолженности должников – физических лиц вырос более чем на 23% (с 665,64 млрд. рублей до 864,13 млрд. рублей). С начала декабря 2009 года по сравнению с началом декабря 2015 года доля просроченной задолженности в ее общей сумме выросла с 6,74% до 8,12%.

Законопроект устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц возврату долгов физических лиц:

  • введено уведомление должника о привлечении коллектора;
  • сформирован исчерпывающий перечень способов взаимодействия с должником – телефонные звонки, сообщения, личные встречи, почтовые отправления;
  • установлены часы, когда такое взаимодействие разрешено;
  • введена необходимость получения согласия от должника на передачу его персональных данных коллектору;
  • определены требования к коллекторам, в частности, размер чистых активов должен быть не менее 10 млн. рублей, страхование ответственности за причинение убытков должнику в размере не менее 10 млн. рублей, включение в единый реестр;
  • определены требования к членам органов управления коллектора, в частности, лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики и против государственной власти, ни прямо, ни косвенно не может участвовать в капитале таких компаний.

При этом положения законопроекта не распространяются на ограниченный круг отношений (регулируемых законодательством о гражданском судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, и др.).

Много вопросов вызвала проектируемая норма законопроекта, согласно которой его предмет регулирования распространялся на деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Редакция первого чтения не учитывала отраслевые особенности ЖКХ, что могло привести к невозможности введения ограничения (или даже приостановления) предоставления коммунальных услуг и энергетических ресурсов. Более того, данные нормы входили в противоречие с положениями отраслевого законодательства.

В целях решения этой проблемы Первым заместителем председателя Комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ Еленой Николаевой была внесена (и принята Комитетом) поправка, согласно которой нормы законопроекта не распространяются на правоотношения, связанные с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникшие из жилищного законодательства, законодательства о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, о связи, а также из законодательства, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Данный законопроект по мнению авторов, несомненно, окажет положительное регулирующее воздействие на сферу коллекторской деятельности, введя её в строгое правовое русло.

Источник – Елена Николаева, Первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по жилищной политике и ЖКХ в Государственная Дума ФС РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.