Советы от казахских коллег. Риелторская деятельность в Казахстане также, как и в России, законодательно не урегулирована. При этом более 30% недвижимости продаётся при участии риелторов.
Полезно, поэтому повторяем у себя. Ссылка на первоисточник внизу текста. Как проверить риэлтора.
Профессионал должен:
▪️ Узнать цель клиента, ознакомиться с объектом, изучить документы.
▪️ Заключить договор и иные необходимые документы.
▪️ Провести анализ рынка для оценки объекта недвижимости.
▪️ Определить стратегию продажи.
▪️ Обговорить с клиентом, какие рекламные инструменты стоит использовать и запустить грамотную рекламу объекта.
▪️ Присутствовать и консультировать клиента на каждом этапе сделки и сопровождать её до конца.
Чек-лист. Добросовестный риелтор:
▪️ Всегда на связи с собственником.
Агент по оговорённому графику сообщает обо всех этапах: как проходит продвижение объявления, количестве звонков, утверждает время и день показа, помогает подготовить документы и т. д. Причём он должен сообщать и об отрицательных результатах.
▪️ Делает качественные фото и описание.
Для этого он должен приехать, изучить квартиру и район, организовать фотосет, а не просто попросить отправить фотографии.
▪️ Грамотно проводит показы.
Цель агента — не просто привести потенциальных покупателей в квартиру и сказать: «Смотрите, а я тут подожду» — а раскрыть все преимущества объекта и реализовать его.
▪️ Аргументированно оценивает объект.
Агент должен держать руку на пульсе, проводить анализ рынка и аргументированно доказывать цену объекта.
▪️ Юридически сопровождает сделку.
Агент должен присутствовать на всех этапах сделки, чтобы защитить клиента от возможных проблем. [Если агент сам не юрист, в связке (в компании, где он работает) должен быть юрист].
▪️ Берет комиссию только с одной стороны.
Таким образом он отстаивает интересы своего клиента, а не ищет компромиссы, требуя оплаты от обеих сторон.
▪️ Деньги берет по результату сделки, а не до нее.
Все расчёты должны быть регламентированы договором, где будет прописано, за что и в какие сроки клиент платит. Можно расплачиваться поэтапно, если это указано в договоре. Обычно за фото, описание, продвижение платит агент (это входит в вознаграждение).
Что должно насторожить в работе риелтора
▪️ Отсутствие интереса к правоустанавливающим документам или невнимательное их изучение.
▪️ Не предметное изучение объекта: профессионал должен знать характеристики объекта: материал, год постройки, инфраструктуру района и т. д. — и проверить соответствие объекта с техпаспортом в случае ипотеки.
▪️ Непунктуальность и безответственность.
▪️ Игнорирование условий заказчика. Должны быть аргументы, если с чем-то не согласен.
▪️Необоснованное влияние на цену. Хороший риелтор уже на первой встрече может аргументированно объяснить актуальную цену недвижимости. Однако помните: посредник только консультант, в его компетенцию входит анализ объекта и рекомендации по цене, а решение принимаете вы.
▪️ Отсутствие стратегии продвижения объявления и выявления целевой аудитории.
▪️ Проводит показы всем подряд. Риелтор должен до показов выявлять потенциальных покупателей, чтобы не тратить зря ваше время.
▪️ Не разбирается в этапах сделки, не сопровождает её.
Профессионал не работает по телефону, а при осмотре объекта сразу говорит, готов ли он предоставить свои услуги, и предлагает обсудить условия договора.
Как проверить риелтора
▪️ Спросите портфолио реализованных объектов.
▪️ Поинтересуйтесь наличием сертификата или аттестата о профессиональной подготовке.
▪️ Должна быть регистрация в качестве ИП или договор с агентством недвижимости. Позвоните или посетите офис компании и удостоверьтесь, что риелтор работает в компании.
▪️ Посмотрите его аккаунты в соцсетях — многие риелторы делятся на своих страницах опытом работы, методами и инструментами продаж, сегментом и количеством проданных объектов. Почитайте отзывы, комментарии в соц сетях, обратите внимание на фото и видео кейсов.
▪️Оцените, насколько грамотно и привлекательно составлены тексты в его объявлениях.
▪️Немаловажен и внешний вид риелтора — опрятность, наличие бейджа/удостоверения от компании, в которой он работает, определенного презентационного материала и визиток.