Индекс потребительского доверия по опросам компании Nielsen в России в 3 квартале 2015 года опустился до 74 (-4%). Как отмечают исследователи, это происходит на фоне ухудшения восприятия россиянами своих перспектив на рынке труда.
Исследователи также подчеркивают, что за 10 лет, в период с 2005 года по настоящее время, индекс доверия потребителей за 3 квартал каждого года еще никогда не снижался сразу на несколько пунктов. Наоборот, обычно он повышался из-за того, что жители страны проводили время в отпуске и хорошо отдыхали.
Считается, что это связано с тем, что россиянам пришлось экономить на летнем отдыхе. Кроме этого, в 3 квартале произошло очередное ослабление рубля. Все это повлекло рост доли тех, кто считает, что страна находится в рецессии и выйдет из нее не скоро — доля полагающих так выросла сразу на 15% и на 11%, составив 79% и 45% соответственно.
Озабоченность россиян вызывают в основном экономические проблемы: экономика страны в целом (18%), растущие цены на продукты питания (12%), сохранность рабочих мест (10%). Война беспокоит 13%, состояние собственного здоровья – 9%.
Почти 60% сокращают траты на развлечения вне дома (+3 п.п. ко второму кварталу), 40% – на заказ еды на дом и покупку готовой еды (+7 п.п.), 58% – на одежду (+2 п.п.), 33% – на газ и электричество (+5 п.п.). 52% переключаются на дешевые бренды продуктов питания (+6 п.п.), столько же ограничивают расходы на короткие отпуска и выходные (+7 п.п.), 44% отложили обновление техники и электроники.
На ремонт и обустройство дома свободные деньги сейчас тратит почти 30% граждан России. По видимому, россияне, не успевшие купить новое жилье из-за скачков валютного курса и роста стоимости ипотеки, решили хотя бы отремонтировать старое.
Исследование говорит, что россияне привыкают жить в кризис и уже даже приспособились к нему, сократив свои расходы.
Индекс потребительского доверия строится на основании реакции национального настроения на текущую ситуацию и степень потребительских надежд или сомнений на будущее. Индекс обычно строится на основе опросов 5000 семей. Индекс вычисляется в процентах как относительный показатель количества положительных/отрицательных ответов на общее количество ответов. Уровень индекса указывает на степень оптимизма (>100) и пессимизма (<100) потребителя.